Рейтинг CMS Joomla.
Шаблоны joomla 3 скачать бесплатно.

Автор проекта Светлана Королева

Блог 

о презентациях, дизайне и обучении

separator

Действия, которые стоит предпринять, чтобы понять потребности своей аудитории перед публичным выступлением.

 

В нашем календаре появляется задача выступить с презентацией. Садимся готовиться, и в голове возникает много вопросов. Среди них главные: «что сказать» и «как зацепить аудиторию».

«Цеплять» аудиторию можно разными способами, но основной – это показать, как ваше предложение влияет на их ежедневную жизнь.

В заголовке статьи указан вопрос: «Как распознать потребности аудитории?». Именно в этой формулировке мне его чаще всего задают мои ученики. Иногда звучат похожие варианты: «как понять, что нужно аудитории», «как понять, чего хочет аудитория».

Прежде чем назвать действия, сначала уточним, что означает «распознавать потребности». Сам по себе вопрос «каковы потребности аудитории» может поставить в тупик. Его нужно переформулировать, и тогда спикеру будет легче.

 

Что означает распознать потребности аудитории

 

У аудитории нет потребностей относительно вашей презентации. Изначально аудитория от вас ничего не хочет. Это вы от нее что-то хотите. Не они сами собираются в группу и ищут вас, а вы приглашаете их на презентацию. В первую очередь, потребности возникают у организатора мероприятия и спикера, но не у аудитории.

Когда мы решаем выступить перед группой людей, мы всегда решаем свои задачи. Всегда! Альтруистических презентаций не бывает. Когда человек что-то делает, он всегда это делает с определенной целью. Сами посудите, зачем бы вы тратили несколько часов или даже дней на подготовку, собирали людей, ехали в незнакомое место и произносили речь, если вам это не нужно.

А что есть у аудитории? У них есть ежедневная жизнь, а в этой жизни есть интересы и вопросы, которые их волнуют. Сложность в том, что между целью спикера и жизнью аудитории порой пролегает пропасть. Именно отсюда появляется такая реакция людей после выступления: «Это оторвано от жизни».

Поэтому изучение потребностей означает понимание, чем живет аудитория.  

 

Какие действия предпринять, чтобы понять свою аудиторию

 

Действие  1 (подготовительное). Детально опишите вашу аудиторию

Портрет аудитории нужно описать максимально детально. Это часто не доделывают. Например, ограничиваются фразой: «Я выступаю для предпринимателей». Конкретизируйте, для каких предпринимателей: малый бизнес или крупный, из банковской сферы или сельского хозяйства, молодые предприниматели или опытные бизнесмены и т.п. Или «Я выступаю перед аудиторией врачей». Какие это врачи: специальность, государственная клиника или коммерческая, режим работы, возраст, пол, категории пациентов и т.п.

Чем более детально вы опишите свою аудиторию, тем вам легче будет представить себе, чем они живут. Это даст возможность выполнить действие №2.

 

Действие 2 (обязательное). Поставьте себя на место аудитории

Отвлекитесь на мгновение от своей темы. Можете даже закрыть глаза. И представьте себя тем человеком, перед которым вы будете выступать. Задайте себе вопросы:

  1. Что бы вас волновало на его месте (не относительно вашей темы, а вообще по жизни)?
  2. Чем бы вы были озабочены?
  3. На какой призыв откликнулись бы?
  4. Какое место занимает в жизни этого человека та тема, которую вы поднимаете?
  5. Это его ежедневная потребность или она где-то в конце списка приоритетов?

Например, если вы собираетесь выступать перед выпускниками ВУЗов, забудьте на секунду про свой возраст в паспорте. Задумайтесь: если бы вы были сейчас студентом, чем бы была забита ваша голова? Другой пример: вы собираетесь предложить руководителю купить новое оборудование. А если бы вы сами были руководителем и к вам пришел кто-то с предложением потратить деньги, как бы вы реагировали, что для вас было бы важно?

 

Действие 3 (при наличии возможности). Спросите

По большому счету, существует лишь два способа понять потребности другого человека: либо додумать самому (см.действие 2), либо спросить. Несмотря на то, что спросить - это наиболее очевидный способ, мы по жизни редко это делаем.  

Спросить будущих участников не всегда возможно физически. Например, мы лично не знаем людей, которые придут на конференцию. Кого и о чем можно спросить в этом случае? Самый простой и реалистичный способ – задать вопрос знакомому специалисту. Это может быть ваш друг или клиент, которого вы хорошо лично знаете, и который не откажется вас быстро проконсультировать.

Например, вы собираетесь делать презентацию для специалистов из финансовой области. Вы можете позвонить своему знакомому бухгалтеру (который не имеет никакого отношения к этой презентации) и просто спросить, какие вопросы волнуют таких людей, как он.

Кроме этого, задавайте вопросы организаторам мероприятия. Например, у организатора конференции узнайте: кого приглашает, какая проблематика объявлена, чем участники интересовались на подобных мероприятиях в прошлый раз, о чем участники спрашивают сейчас, когда регистрируются и т.п.
 

Действие 4 (проактивное). Формируйте потребности

Своим приглашением на презентацию вы обозначаете проблематику, а значит, сами формируете потребность аудитории. Особенно это касается внешних презентаций на конференциях, вебинарах и т.п.

Пример: вы делаете анонс «Поиск клиентов через сеть Linkedin: как руководителям и SMM-специалистам найти новых заказчиков в этой сети для видов бизнеса А, Б, С». Что произойдет? К вам придут именно указанные специалисты с понятными ожиданиями.

Если вы сформулируете анонс менее конкретно: «Поиск клиентов через соц.сети для всех, кто хочет продвинуть бизнес через интернет», к вам придет толпа разнородных людей, и вы никогда не сможете удовлетворить все их потребности в одной презентации.

Поэтому подготовка к презентации означает не только изучение потребностей, но и встречное формирование потребностей за счет приглашения правильной аудитории и продуманного анонса.

 

Действие 5 (проверочное). Задавайте вопросы аудитории в ходе презентации

Вы спрогнозировали возможные потребности участников. Когда дело дошло до самой презентации, их можно проверить. Для этого изначально продумайте и включите в структуру выступления вопросы к аудитории.

Пусть это будут простые вопросы с ответом «да/нет». Например: «Сталкивались ли вы с тем-то…?», «Использовали ли вы то-то…?». Ответы участников вам подскажут: вы на верном пути или нужно что-то скорректировать. 

 

Действие 6 (универсальное). Опирайтесь на универсальную потребность

Универсальные потребности не зависят от темы, но подсказывают в каком направлению тему можно раскрывать. Примером такой универсальной потребности является стремление к простоте.

Человек реагирует на ваши слова, если он видит, что это сделает его жизнь проще. Понятие «проще» может трактоваться по-разному:

  • - Это позволяет мне делать привычные дела быстрее (могу перевести деньги онлайн, а не ходить в банк).
  • - Это не требует значительных усилий (достаточно ввести данные в компьютер один раз).
  • - Это создает дополнительное удобство (в супермаркете могу оставить ребенка в детской комнате).
  • - Мне не надо больше о чем-то беспокоиться (подключил автоплатеж и не боюсь забыть оплатить).
  • - Я могу сам применить прямо сейчас (мне не надо вовлекать посторонних людей и зависеть от них).
  • - Это позволяет быть в курсе событий (своевременно узнал про изменения в законодательстве, и не наделаю ошибок при уплате налогов).

Когда готовите свою презентацию, задайтесь вопросом: Я упрощаю людям жизнь своим предложением, или усложняю?
И помните: понимание своей аудитории – это не только разовое действие при подготовке к выступлению. Это постоянное изучение, чем живут те люди, для которых вы в целом работаете.

 

Автор статьи: Светлана Королева, бизнес-тренер, основатель проекта BeSpeaker. Статья была написана мной для портала CareerLift.

При перепечатке статьи активная ссылка на сайт www.bespeaker.ru или на сайт www.career-lift.ru обязательна. 

 

Читайте также:

Как снизить волнение перед публичным выступлением

Подготовка к выступлению: лучший результат за меньшее время

 



Дизайн слайдов

 

 

Примеры до/после

Как превратить устаревший стиль в современный дизайн

Все примеры

 

Работа в PowerPoint

 

Ошибки композиции на слайде

Фрагмент из видеокурса "Мастер PowerPoint"

Как быстро выравнить объекты на слайде

Фрагмент из видеокурса "Мастер PowerPoint"

Как нарисовать схему процесса из простых фигур

Фрагмент из видеокурса "Мастер PowerPoint"

 

 info@bespeaker.ru